+7 (921) 186-72-22

Телефон по всей России

Главная Полезные материалы

Всё о профессиональной переподготовке (Что такое профессиональная переподготовка?)

Всё о профессиональной переподготовке (Что такое профессиональная переподготовка?)

1. Что из себя представляет дополнительное образование?

2. Что такое дополнительное профессиональное образование?

3. Что такое профессиональная переподготовка?

4. Что такое компетенции?

5. Какое образование необходимо для профессиональной переподготовки?

6. Чем отличается профессиональная переподготовка от второго высшего (среднего профессионального) образования?

7. По каким специальностям можно пройти профессиональную переподготовку?

8. Какие формы обучения можно выбрать?

9. Как проходит обучение по курсу профессиональной переподготовки?

10. Сколько часов должно быть указано в дипломе?

11. Как должен выглядеть диплом о профессиональной переподготовке?

12. Сколько действует диплом о профессиональной переподготовке?

13. Примет ли работодатель мой диплом?

14. Какие необходимы документы для обучения?

15. Как проходят обучение граждане других государств и выпускники зарубежных учебных заведений?

1. Что из себя представляет дополнительное образование?

Современный мир диктует нам свои условия во всех сферах жизни. Профессиональная сфера не исключение. Непрерывное образование (Lifelong learning) для многих из нас давно стало нормой, и другого уже не будет.  Если нам интересен профессиональный успех, карьера, развитие, и, что там скрывать, доходы, то рано или поздно мы приходим к мысли о постоянном обучении. Причины могут быть разными.

Во-первых, любые знания, полученные «вчера» или частично, или полностью устаревают достаточно быстро. Будь ты инженер или учитель, архитектор или экономист, — тебе необходимо «информационное обслуживание» (чтобы быть на уровне высококлассного специалиста). 

Каждый год количество информации в мире увеличивается в среднем на 30%, в этом массиве мы должны найти необходимую для поддержания профессионального уровня (это не считая, личной информации, хобби и отдыха).

Если мы посмотрим на данные графика и таблицы, представленные ниже, то увидим, с какой огромной скоростью растет информация. В этих цифрах также содержаться данные по нашей специальности. Ни одна профессия не стоит на месте, все развивается и увеличивается.

Систематически в мире также появляются новые технологии, инструменты, материалы, открытия, законы в области наших профессиональных интересов.  Иногда они исчисляются десятками, а иногда десятками тысяч. Знания о каких-то технологиях и инструментах завтра будут неактуальны, нам важно не упускать нужный момент.

По различным данным профессиональные навыки устаревают без обновления за один-два года. Эта цифра усредненная. А в диджитал сфере за это время специалист может утратить 50% компетенций.

Во-вторых, изменения нашего ближайшего профессионального окружения может повлиять на необходимость обучаться взрослому человеку. Поэтому еще одним фактором, мотивирующим нас на обучение, является изменения в траектории карьеры. Вчера я обучился на инженера и сделал неплохую карьеру как технический работник. Сегодня директор принимает решение о назначении меня руководителем департамента или проекта. И вчерашний инженер должен стать руководителем над такими же специалистами. И возникает страх (волнение/неуверенность/сомнение): я знаю, как должно быть, я хочу попробовать, но смогу ли? Ведь кроме знаний в профессии мне необходимы управленческие, организационные знания. Мне мало знать самому, я должен контролировать и организовывать других. Это и организация труда, и мотивация, и развитие, и планирование показателей на штатную единицу, и основы кадрового делопроизводства. А это уже сфера управления персоналом, и я должен стать компетентным руководителем.

В-третьих, тенденцией сегодняшнего дня является формирование так называемых «стыковых» профессий, иначе говоря, междисциплинарных. Этот рынок труда очень активно развивается и будет становиться только шире. Для эффективной профессиональной деятельности многим специалистам становятся необходимы глубокие знаний из разных областей или профессий. Это и финансовых коуч, и компьютерный лингвист, и IT-юрист, и биоинформатик.  Такие профессии будут только увеличиваться.

В-четвертых, изменяются реалии. Профессия, по которой я работал становится неперспективной, она уходит полностью или частично. Были когда-то лифтеры, телефонистки, машинистки в большом количестве. Технологии фактически ликвидировали эти профессии. Сейчас частично это касается почтальонов, кассиров магазина, кондукторов в транспорте, диспетчеров заказа такси, страховых агентов. Рынок этих профессий серьезно изменился. 

Еще может быть множество причин для взрослого человека сменить профессию: работа может попросту разонравиться (ты на ней «выгорел») или вдруг осознал, что она никогда и не нравилась (настояли родители, поступил с друзьями). Выучился на механика, а мечта и талант располагали к дизайну ковров. 

Во всех этих случаях выходом из ситуации для взрослого человека будет дополнительное профессиональное образование.

Давайте вместе разберемся, что это такое?

2. Что такое дополнительное профессиональное образование?

Начать стоит с терминологии. Сначала уточним, какое место занимает дополнительное образование. 

Все образование в нашей стране в соответствии с законодательством мы условно можем поделить на основное и дополнительное. Основное образование профессиональное (институт, училище, колледж) и непрофессиональное (школа, гимназия, лицей) составляет «базу». А вот уже эту базу мы «дополняем» другим образованием: учась в гимназии, мы посещаем танцевальную студию при дворце культуры или музыкальную школу. Имея диплом училища, работая по профессии, мы ходим много лет в хор и добиваемся там тоже успехов. Получив образование инженера в строительстве, сегодня принимаем решение уйти в информационные технологии, проходим обучение и начинаем карьеру заново. 

Дополнительное профессиональное образование – это огромная сфера в образовательной деятельности, которая имеет свои термины, правила, требования, и могла бы регулироваться отдельным законом. Здесь существует множество ограничений, требований. Важно знать, где должны быть подтверждающие документы, что они дают, должны ли они быть в государственном реестре, что там может/должно быть прописано.  

К слову, в 2001 году был создан проект ФЗ «О дополнительном образовании», которые прошел все стадии принятия закона в органах законодательной власти, но был отклонен в силу наложения вето Президента РФ. Поэтому весь массив дополнительного образования умещен в нескольких статьях федерального закона «Об образовании» и большом количестве подзаконных актов.  

На рисунках ниже видна структура образования в Российской Федерации, часть дополнительного образования составляет дополнительное профессиональное образование, которое существует в двух видах: профессиональная переподготовка и повышение квалификации. 

3. Что такое профессиональная переподготовка?

Профессиональная переподготовка вводится как понятие в ст. 76 федерального закона «Об образовании».

Именно в этой статье говориться о том, дополнительное профессиональное образование ориентировано на профессиональные потребности, которые у нас могут меняться по разным причинам. Исходя из этих потребностей мы принимаем решение получить новую профессию. Программа профессиональной переподготовки должна быть направлена на получение компетенции, которой еще нет.  Именно эта компетенция нам нужна для нового вида профессиональной деятельности и приобретения новой квалификации.

Исключение составляют некоторые специальности, по которым нужно проходить переподготовку даже имея профильный диплом. Например, медицинские работники при перерыве в профессиональной деятельности более 5 лет обязаны повторно пройти профессиональную переподготовку по той же специальности. Считается, что в перерыв они утратили свои ключевые компетенции.

4. Что же такое компетенция?

Для того, чтобы выполнять свою работу на должном уровне, мы должны иметь определенные знания, умения и навыки (так называемые ЗУНы). 

  • Знания – это информация, которую мы получили в процессе обучения и оставили у себя в памяти. Мы узнаем термины, классификации, последовательность действий в определенных профессиональных операциях. 
  • Умения – это знания, которые мы пробуем реализовывать на практике. Мы не просто знаем, как составить приказ или проварить шов на металлической конструкции, а уже делаем это на практике.
  • Навыки – это умения, доведенные иногда до автоматизма. 

Именно в такой последовательности они и приобретаются. Эту классическую схему обучения, реализуемую активно советской школой, пока еще не перекрыли другой адекватной теорией.

Будучи юристом, я должен знать, что такое гражданский договор, его существенные условия, уметь составлять документ с учетом нюансов, анализировать. А вот способность определить слабые стороны уже при первом прочтении – это умения, доведенные до совершенства, то есть навыки. 

Если я обучился в техникуме на повара, то у меня сформированы определенные профессиональные ЗУНы, чтобы выполнять работу. Для профессии делопроизводителя мне нужны совсем другие ЗУНы. Поэтому мне нужно пройти обучение по новой специальности.

Именно такой подход был в образовании раньше. Сейчас в приоритете компетентностный подход: к ЗУНам добавились личностные качества. Ведь мы не можем отрицать, что некоторые личные качества будут помогать, а некоторые мешать в профессии. Какие-то личностные качества мы можем благодаря профессии приобрести. В рамках компетентностного подхода важна личность, ее способность профессионально реализоваться и развиваться. Мы не можем отрицать, что при полностью одинаковой подготовке различных людей конечный результат будет разным. Ключевую роль здесь будет играть личность специалиста. Один будет все делать по инструкциям, но внештатная ситуация может поставить его в тупик. Второй мыслит в профессии уже стратегически и способен при необходимости вносить коррективы в технологии и решать нештатные ситуации самостоятельно.

Сегодня специалисту мало получить знания и начать применять их на практике. Он должен уметь искать необходимую информацию, исправлять допущенные ошибки. Все вместе это и является компетентностным подходом. 

Именно поэтому важно до совершения выбора понять, подойдет ли мне профессия в плане личностных качеств. Я могу отлично владеть знаниями, умениями и навыками, но личностные качества не вписываются в портрет будущего специалиста. Общение с окружающими не моя сильная сторона, я уверенней себя ощущаю с документами или за компьютером, навряд ли мне нужно выбирать профессию учителя, HR-специалиста.

5. Какое образование необходимо для прохождения профессиональной переподготовки?

В соответствии с п.3 ст. 76 федерального закона «Об образовании» обучение по программе профессиональной переподготовки вы имеете право проходить в двух случаях. 

Если уже имеете среднее профессиональное или высшее образование, то при поступлении предоставляете диплом. 

Если вы еще получаете среднее профессиональное или высшее образование, то при поступлении предоставляете справку об обучении, а диплом о переподготовке сможете получить после предъявления основного диплома. Таким образом практически одновременно можно получить два диплома по двум профессиям.

6. Чем отличается профессиональная переподготовка от второго образования?

Здесь мы условно поделим вопрос на две составляющие: де-юре и де-факто.

Законодательно диплом о профессиональной переподготовке содержит ту же информацию, что и диплом о втором образовании. Данные обоих документов должны быть внесены в ФИС ФРДО (реестр документов об образовании Рособрнадзора), программа обучения должна опираться на ФГОС и Профстандарты.

Фактически же курсы профессиональной переподготовки интересны их компактностью за счет содержания в программе только узкопрофильных дисциплин. А в программы по заявке есть возможность добавить предметы по направлению профессиональной деятельности слушателя или в соответствии с требованиями времени. То есть профессиональная переподготовка является более гибкой и мобильной системой обучения. Однако это не значит, что любую профессию можно освоить за 1-2 месяца. 

В докладе Министерства образования и науки о реализации государственной политики в сфере образования за 2024 год мы видим, что число прошедших обучение по программам дополнительной профессиональной подготовки с каждым годом только растет. 

Посмотреть варианты продолжительности программ вы можете здесь  

И вот, когда решение принято, возникает вопрос: где можно пройти обучение и получить новую профессию?

6. Где можно пройти курсы профессиональной переподготовки?

Дополнительное профессиональное образование в нашей стране подлежит обязательному лицензированию. Поэтому обучение можно пройти не в любом учебном заведении, только в том, у которого есть действующая лицензия именно на этот вид деятельности. Проверить лицензию можно на сайте Рособрнадзора на странице Реестр_лицензий 

Здесь вы получите информацию о состоянии лицензии учебного центра и после этого можно выбирать программу обучения.

7. По каким направлениям можно пройти профессиональную переподготовку?

В России утвержден общероссийский классификатор специальностей образования (ОКСО), в котором перечислены все потенциальные специальности для получения дипломов. В рамках этих направлений учебные заведения могут разрабатывать учебные курсы дополнительной профессиональной переподготовки. 

Существует ряд ограничений законодательства, которые необходимо учитывать. Например, с 2017 года направление «Психология» отсутствует в специальностях среднего профессионального образования, но некоторые учебные центры до сих пор выдают диплом о переподготовке на психолога на базе колледжей. Также ограничения существуют по переподготовке на медицинские специальности. Подобных нюансов достаточно много и необходимо уточнять свой запрос индивидуально в учебном центре.

В дополнение к этому существует Приказ Министерства просвещения РФ от 13 декабря 2023 г. N 932, в котором перечислены специальности, по которым не допускается исключительно электронное или дистанционное обучение.

В большей же своей части профессиональная переподготовка допускается практически по всем направлениям.

8. Какие формы обучения можно выбрать?

В соответствии со ст. 17 федерального закона «Об образовании» обучение может осуществляться в очной, очно-заочной или заочной форме. В каждой форме обучения могут быть использованы дистанционные образовательные технологии. Дополнительная профессиональная программа может реализовываться полностью или частично в форме стажировки.

Эти вопросы вы согласовываете на стадии выбора программы со специалистом учебного центра.

По данным Министерства образования и науки РФ количество дистанционно обученных слушателей за последние 7 лет выросло более, чем в три раза. И это неудивительно, ведь дистанционное обучение дает дополнительные возможности. Такие, как экономия средств, времени, совмещение с работой.

9. Как проходит обучение?

После выбора курса и заключения договора слушатель приступает к обучению. В АДОП «Альянс» обучение проходит на платформе системы дистанционного обучения. Дисциплины в курсе выстроены логично с учетом принципов преемственности и постепенного усложнения. Каждый предмет разбит на лекции для удобства изучения, дополнен презентациями, видео материалами, учебниками и пособиями. После изучения каждой дисциплины происходит отчетность в виде теста или задания по отработке знаний.

Ниже вы можете увидеть, как выглядит курс профессиональной переподготовки на платформе СДО.

Продолжительность курса рассчитывается совместно со слушателем исходя из реальных возможностей уделить время обучению. Это не менее 2 и не более 8 часов в день.

10. Сколько часов должно быть обучение по профессиональной переподготовке?

На этот вопрос сложно ответить однозначно, разберемся вместе. Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» определяет минимальное количество часов по программе профессиональной переподготовки – 250. При этом необходимо понимать, что не могут быть все программы такой длительностью. Сложно представить уровень подготовки инженера за 1,5 месяца. Навряд ли мы захотим отвести ребенка к логопеду, который также был подготовлен за этот период. Здесь имеет значение базовое образование слушателя и, конечно, сложность новой приобретаемой специальности. В Академии Альянс курсы переподготовки длятся от 250 до 1700 академических часов.

11. Как должен выглядеть диплом?

Единой формы диплома в Российской Федерации не существует. Поэтому, когда вы видите формулировку «диплом государственного образца», нужно понимать, что это фраза маркетологов. Ведь никакого государственного образца на сегодняшний день в Российской Федерации нет. Существует формулировка «установленного образца». То есть в дипломе должны быть следующие данные: 

  • серия, 
  • номер, 
  • регистрационный номер, 
  • наименование самого учебного заведения, 
  • название программы, 
  • ваши фамилия, имя и отчество, 
  • дата выдачи документа, 
  • период обучения, 
  • подписи руководителя и секретаря
  • уровень базового образования
  • перечень дисциплин с часами и отчетностью
  • итоговое количество часов.

Непосредственно форму итогового документа устанавливает каждое образовательное заведение в своих локальный актах самостоятельно.

Диплом Академии «Альянс»

12. Сколько времени действует диплом?

В законодательстве нет общих ограничений по сроку действия дипломов. Диплом о профессиональной переподготовке будет действителен бессрочно. Исключения возможны в случаях, прямо предусмотренных законом. Например, для медиков при перерыве в профессии более 5 лет. Причем сам диплом будет действителен при устройстве не по профилю. 

Позднее для подтверждения компетенций и их актуализации необходимо проходить систематически курсы повышения квалификации по своей профессии или должности, примерный перечень программ можно посмотреть здесь  

13. Примет ли работодатель?

Диплом, соответствующий требованиям законодательства, действителен для всех работодателей. Специалисты по кадрам, как правило, проверяют данные в федеральной информационной системе федерального реестра документов об образовании (ФИС ФРДО). Если данные в реестре и в дипломе совпадают, он должен быть принят. После прохождения обучения вы сами можете проверить диплом о профессиональной переподготовке. Для этого нужно перейти по ссылке Реестр ФИС ФРДО 

внизу страницы необходимо открыть форму запроса и заполнить ее. 

После этого вы увидите информации о пройденном обучении. По требования законодательства данные об обучении должны быть внесены учебным заведение в течение 60 календарных дней с даты выдачи.

14. Какие необходимы документы для обучения?

Для прохождения обучения вы самостоятельно или с помощью менеджера выбираете нужный курс на сайте Академия Альянс 

Для заключения договора нужны паспортные данные, адрес места регистрации или места пребывания, адрес электронной почты, номер телефона, фото базового диплома, СНИЛС. После оплаты вам предоставят доступы к учебной программе и закрепят курирующего методиста. Диплом о профессиональной переподготовке вы сможете получить в нашем учебном центре в г. Санкт-Петербург или почтовым отправлением за наш счет.

По договору с АДОП Альянс после окончания курса вы сможете вернуть 13% НДФЛ за свое обучение или обучение супруга.

15. Как проходят обучение граждане с дипломом другого государства? 

Для прохождения профессиональной переподготовки иностранных граждан и граждан РФ с базовым дипломом другого государства необходимо предоставить в учебный центр нотариально заверенный перевод документа об образовании. Все остальные условия обучения аналогичны вышеизложенному. АДОП Альянс обучает слушателей из Сербии, Казахстана, Белоруссии, Таджикистана и других государств.

Фон

Контакты учебного центра

198095, г. Санкт-Петербург, ул. площадь Стачек, д. 9, оф. 303

109044, г. Москва, ул. Воронцовская, д. 20

Отлично!
Мы свяжемся с вами удобным способом в течении 10 минут.